часть 1
Выбор формата
Здравствуйте коллеги, друзья.

Прежде чем начать этот курс, мы хотим рассказать, почему мы считаем его необходимым для учреждений занимающихся наукой и просвещением, и почему мы считаем себя вправе давать советы и рекомендации.
Мы - это Дмитрий Ольшанский, зав. отделом мультимедиа и куратор YouTube канала Государственного Дарвиновского музея; и Яна Шклярская - зав. выставочным отделом, одна из авторов канала музея.

YouTube канал Дарвиновского музея активно развивается с 2017 года. Мы прошли большой путь от 0 до 80 тыс. подписчиков, от никому не известного до популярного в музейной среде и в ютуб-социуме канала.

На протяжении этого времени нам приходилось решать множество вопросов: как выбрать тему для ролика, в каком жанре рассказывать, где и как снимать, когда опубликовать и т.д.. И сейчас, продолжая развиваться, мы готовы поделиться своим опытом, чтобы сократить путь к успеху вашего YouTube канала.

Зачем нацпарку/музею видеоканал?

Лет 25 лет тому назад ещё возникал вопрос: нужен ли нацпарку сайт? Сейчас мы разбираемся с необходимостью видеопредставительства нацпарков/музеев.

Внешнее
  • узнаваемость нацпарка: имя на слуху, образ "на глазу",
  • персонализация - появление "лиц" сотрудников, что делает его понятнее и привлекательнее,
  • доступная площадка передачи информации (события, мероприятия, проекты),
  • более широкое дискуссионное поле (общение со зрителями и зрителей друг с другом в комментариях),
  • как следствие, увеличение посещаемости.

Внутреннее
Но главные изменения происходят внутри коллектива: обновляются связи с коллегами, появляется личный интерес к проекту, структурируются тематики. Это очень интересная игра, тусовка, в которую легко вовлекаются самые активные ваши коллеги. Мы говорим о создании интересного и многопланового сообщества, которое повышает как тонус сотрудников ООПТ, так и общий интерес аудитории, создаёт поле для дискуссий и запрос на ролики в рамках ваших направлений.

"Личные выгоды"
Каждый сотрудник, который готов тратить своё время и таланты на создание роликов, приобретает ценные преференции:
  • умение говорить на камеру,
  • опыт ведение онлайн мероприятий,
  • появление новых связей и знакомств,
  • узнаваемость как спикера.

Почему именно YouTube?
В пустой комнате не бывает разговоров. YouTube это большой социум, стремительно развивающаяся экосистема, поле для общения и различных мнений, устоявшиеся законы, взаимосвязи и прочее-прочее. Надежность, стабильность вместе с тем постоянная эволюция, ведущие блогеры, тематики, охват - на сегодняшний день YouTube не имеет конкуренции.

Почему не надо гнаться за подписчиками?
Распространенное мнение - чем успешней канал, тем больше подписчиков - не совсем верное, хотя, разумеется, "хайповые" темы никто не отменял, и для канала в общем это неплохо.
Но формируя контент, ориентируйтесь на собственные знания и интересы, рассказывайте то, что интересно вам, рассказывайте вашим коллегам, тогда у вас будет не количественный прирост зрителей, а качественный. Чего бы вы больше хотели: тысячи просмотров от слетевшихся на хайп, или несколько сотен умных и доброжелательных зрителей? )

Итак...

Теоретическая часть курса состоит из трёх уроков.
  1. YouTube как среда обитания
  2. Как рассказывать
  3. Как снимать

Как работает ютуб

  1. Развитие каналов работает по принципу естественного отбора: лишнее отмирает, актуальное развивается. Других правил нет.
  2. Приоритеты ютуба: 1)шоу, 2)общение, 3)информация. Т.е. создать настроение важнее, чем дать информацию.
  3. Единый ритм и стиль повествования, один и тот же ведущий или коллектив ведущих помогают подписчикам "привыкнуть" к вам. Люди подписываются не только на вашу организацию, но часто на конкретных людей. Гостей канала или новых ведущих должны представить зрителям уже знакомые.
  4. Длительность и периодичность выпусков зависит от контента. На ютубе нет правила по которому 15-минутное видео будет более просматриваемо, чем двухчасовое. В некоторых форматах даже скорее наоборот.
  5. Ощущение места. Делитесь со зрителем любопытными фактами (природными/историческими) или наблюдениями за животными, растениями, приводите его "в гости", показывайте то, что видите сами. Не забывайте, что большая часть ваших зрителей живёт в городах и тянется к природе - то, что для вас обычное дело, им может быть очень интересно.
  6. "Многосерийность". Формируйте "паровозик": каждый рассказ вытекает из предыдущего. Надо придумать, каким образом в конце ролика давать затравку следующего.
  7. Удержание внимания. Одним из важных для ютуба факторов является глубина просмотра, насколько долго люди смотрят ваше видео. Придумывайте свои приёмы, чтобы как удержать внимание зрителя (поделимся опытом в третьей части).

Форматы съёмки
  1. Говорящая голова (самый распространенный формат, чаще со штатива).
  2. Съёмка на ходу (подходит для экскурсии).
  3. Диалоги/интервью.
  4. Предметная съёмка (чаще всего для *подсъёмки).
  5. Съёмка природы (в том числе с коптера, тоже для подсъёмки).
*Подсъёмка - это иллюстративный материал к ролику.

Жанры в ютьюбе
Их очень много, примеры близкие нам:
  • путешествия
  • истории/рассказы
  • лайфхаки (полезные советы) в стиле "как надо" или "как раньше"
  • наблюдение/изучение чего-либо на камеру, эксперименты
  • ответы на вопросы
https://www.youtube.com/watch?v=soI9Vt6d6pc
"Три дня в Нижне-Свирском заповеднике" - наше видео о работе Ладожской орнитологической станции Нижне-Свирского заповедника, в котором есть несколько жанров:
следы медведя (формат исследования)
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=47
рассказ о заповеднике (формат лекция, взгляд в камеру)
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=112
рассказ о работе (формат диалог, взгляд на собеседника)
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=504
описывание и кольцевание (формат изучение)
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=684
экскурсия по лесу
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=2484
(Лучше посмотрите целиком, заодно скажете нам, где хорошо, а где затянуто))

https://www.youtube.com/watch?v=MT5gjhfkaf8
"Люди Севера", практически целиком состоит из интервью.
https://www.youtube.com/watch?v=pZRp_a5X0lM
"Тотьма", здесь чередование форматов.


Постарайтесь проанализировать YouTube каналы, которые вам нравятся: чем нравятся? сколько времени вы готовы на них тратить? какие сообщества вам близки, с какими вы пересекаетесь?

Вот каналы, которые анализировал Дмитрий

https://www.youtube.com/c/MortenHilmer
Morten Hilmer - фотограф National Geographic, показывает процесс съёмки животных в дикой природе. Снимает природу на зеркальную камеру, себя снимает другой камерой, иногда с гоупро.

https://www.youtube.com/c/KraigAdams
Kraig Adams - путешественник, снимает сам себя, ставя камеру на штатив, молчаливые атмосферные видео. Последнее время заканчивает видео рассказами в стиле "говорящая голова". Снимает на зеркалку + коптер.

https://www.youtube.com/c/ItchyBoots
Itchy Boots - в прошлом геолог, теперь мотопутешественница из Нидерландов, объездила весь мир, ведёт видеодневник своих поездок. Формат: тревел + экскурсия. Снимает себя на 2-3 гоупро камеры.

https://www.youtube.com/c/ptuxermann
Антон Птушкин - автор, оператор, монтажёр, режиссёр, путешественник, снимает сам себя на зеркальную камеру + коптеры.

https://www.youtube.com/channel/UCaGTQtOczXEmhA9H9_2yYaQ
"Таёжная обитель" - канал блогера Николая Абоимова, рассказывает про обычаи эвенков, про предметы быта, показывает как эвенки делают ножи, вяжут узлы и т.д. Рассказывает истории про Дерсу Узала, Карарбаха (герой Федосеева). Один из самых близких в этом списке по стилю к ООПТ. Хотя это не значит, что вам подойдет такой стиль.

Главное!
Получать удовольствие от съёмки, тематик и историй, которыми вы делитесь, общаться внутри коллектива (рассказчик-оператор), делиться ссылками с друзьями и родными - постоянно чувствуйте обратную связь, скоро вы её будете получать от вашей аудитории.

Задание первого этапа
Определиться с форматом: "говорящая голова", "в движении" или "интервью"? В каком формате вы снимете ваш ролик? О чём он будет - 2-3 темы, которым он подходит.

Для связи (WhatsApp, Telegram)
Яна Шклярская 8-926-230-24-17
Дима Ольшанский 8-903-799-69-14