Здравствуйте коллеги, друзья.Прежде чем начать этот курс, мы хотим рассказать, почему мы считаем его необходимым для учреждений занимающихся наукой и просвещением, и почему мы считаем себя вправе давать советы и рекомендации.Мы - это Дмитрий Ольшанский, зав. отделом мультимедиа и куратор YouTube канала Государственного Дарвиновского музея; и Яна Шклярская - зав. выставочным отделом, одна из авторов канала музея.
YouTube канал Дарвиновского музея активно развивается с 2017 года. Мы прошли большой путь от 0 до 80 тыс. подписчиков, от никому не известного до популярного в музейной среде и в ютуб-социуме канала.На протяжении этого времени нам приходилось решать множество вопросов: как выбрать тему для ролика, в каком жанре рассказывать, где и как снимать, когда опубликовать и т.д.. И сейчас, продолжая развиваться, мы готовы поделиться своим опытом, чтобы сократить путь к успеху вашего YouTube канала.Зачем нацпарку/музею видеоканал?Лет 25 лет тому назад ещё возникал вопрос: нужен ли нацпарку сайт? Сейчас мы разбираемся с необходимостью видеопредставительства нацпарков/музеев.Внешнее- узнаваемость нацпарка: имя на слуху, образ "на глазу",
- персонализация - появление "лиц" сотрудников, что делает его понятнее и привлекательнее,
- доступная площадка передачи информации (события, мероприятия, проекты),
- более широкое дискуссионное поле (общение со зрителями и зрителей друг с другом в комментариях),
- как следствие, увеличение посещаемости.
ВнутреннееНо главные изменения происходят внутри коллектива: обновляются связи с коллегами, появляется личный интерес к проекту, структурируются тематики. Это очень интересная игра, тусовка, в которую легко вовлекаются самые активные ваши коллеги. Мы говорим о создании интересного и многопланового сообщества, которое повышает как тонус сотрудников ООПТ, так и общий интерес аудитории, создаёт поле для дискуссий и запрос на ролики в рамках ваших направлений."Личные выгоды"Каждый сотрудник, который готов тратить своё время и таланты на создание роликов, приобретает ценные преференции:
- умение говорить на камеру,
- опыт ведение онлайн мероприятий,
- появление новых связей и знакомств,
- узнаваемость как спикера.
Почему именно YouTube?В пустой комнате не бывает разговоров. YouTube это большой социум, стремительно развивающаяся экосистема, поле для общения и различных мнений, устоявшиеся законы, взаимосвязи и прочее-прочее. Надежность, стабильность вместе с тем постоянная эволюция, ведущие блогеры, тематики, охват - на сегодняшний день YouTube не имеет конкуренции.Почему не надо гнаться за подписчиками?Распространенное мнение - чем успешней канал, тем больше подписчиков - не совсем верное, хотя, разумеется, "хайповые" темы никто не отменял, и для канала в общем это неплохо.Но формируя контент, ориентируйтесь на собственные знания и интересы, рассказывайте то, что интересно вам, рассказывайте вашим коллегам, тогда у вас будет не количественный прирост зрителей, а качественный. Чего бы вы больше хотели: тысячи просмотров от слетевшихся на хайп, или несколько сотен умных и доброжелательных зрителей? )Итак...Теоретическая часть курса состоит из трёх уроков.- YouTube как среда обитания
- Как рассказывать
- Как снимать
Как работает ютуб- Развитие каналов работает по принципу естественного отбора: лишнее отмирает, актуальное развивается. Других правил нет.
- Приоритеты ютуба: 1)шоу, 2)общение, 3)информация. Т.е. создать настроение важнее, чем дать информацию.
- Единый ритм и стиль повествования, один и тот же ведущий или коллектив ведущих помогают подписчикам "привыкнуть" к вам. Люди подписываются не только на вашу организацию, но часто на конкретных людей. Гостей канала или новых ведущих должны представить зрителям уже знакомые.
- Длительность и периодичность выпусков зависит от контента. На ютубе нет правила по которому 15-минутное видео будет более просматриваемо, чем двухчасовое. В некоторых форматах даже скорее наоборот.
- Ощущение места. Делитесь со зрителем любопытными фактами (природными/историческими) или наблюдениями за животными, растениями, приводите его "в гости", показывайте то, что видите сами. Не забывайте, что большая часть ваших зрителей живёт в городах и тянется к природе - то, что для вас обычное дело, им может быть очень интересно.
- "Многосерийность". Формируйте "паровозик": каждый рассказ вытекает из предыдущего. Надо придумать, каким образом в конце ролика давать затравку следующего.
- Удержание внимания. Одним из важных для ютуба факторов является глубина просмотра, насколько долго люди смотрят ваше видео. Придумывайте свои приёмы, чтобы как удержать внимание зрителя (поделимся опытом в третьей части).
Форматы съёмки- Говорящая голова (самый распространенный формат, чаще со штатива).
- Съёмка на ходу (подходит для экскурсии).
- Диалоги/интервью.
- Предметная съёмка (чаще всего для *подсъёмки).
- Съёмка природы (в том числе с коптера, тоже для подсъёмки).
*Подсъёмка - это иллюстративный материал к ролику.
Жанры в ютьюбеИх очень много, примеры близкие нам:
- путешествия
- истории/рассказы
- лайфхаки (полезные советы) в стиле "как надо" или "как раньше"
- наблюдение/изучение чего-либо на камеру, эксперименты
- ответы на вопросы
https://www.youtube.com/watch?v=soI9Vt6d6pc"Три дня в Нижне-Свирском заповеднике" - наше видео о работе Ладожской орнитологической станции Нижне-Свирского заповедника, в котором есть несколько жанров:
следы медведя (формат исследования)
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=47рассказ о заповеднике (формат лекция, взгляд в камеру)
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=112рассказ о работе (формат диалог, взгляд на собеседника)
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=504описывание и кольцевание (формат изучение)
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=684экскурсия по лесу
https://youtu.be/soI9Vt6d6pc?t=2484(Лучше посмотрите целиком, заодно скажете нам, где хорошо, а где затянуто))
https://www.youtube.com/watch?v=MT5gjhfkaf8"Люди Севера", практически целиком состоит из интервью.
https://www.youtube.com/watch?v=pZRp_a5X0lM"Тотьма", здесь чередование форматов.
Постарайтесь проанализировать YouTube каналы, которые вам нравятся: чем нравятся? сколько времени вы готовы на них тратить? какие сообщества вам близки, с какими вы пересекаетесь?
Вот каналы, которые анализировал Дмитрийhttps://www.youtube.com/c/MortenHilmerMorten Hilmer - фотограф National Geographic, показывает процесс съёмки животных в дикой природе. Снимает природу на зеркальную камеру, себя снимает другой камерой, иногда с гоупро.
https://www.youtube.com/c/KraigAdamsKraig Adams - путешественник, снимает сам себя, ставя камеру на штатив, молчаливые атмосферные видео. Последнее время заканчивает видео рассказами в стиле "говорящая голова". Снимает на зеркалку + коптер.
https://www.youtube.com/c/ItchyBootsItchy Boots - в прошлом геолог, теперь мотопутешественница из Нидерландов, объездила весь мир, ведёт видеодневник своих поездок. Формат: тревел + экскурсия. Снимает себя на 2-3 гоупро камеры.
https://www.youtube.com/c/ptuxermannАнтон Птушкин - автор, оператор, монтажёр, режиссёр, путешественник, снимает сам себя на зеркальную камеру + коптеры.
https://www.youtube.com/channel/UCaGTQtOczXEmhA9H9_2yYaQ"Таёжная обитель" - канал блогера Николая Абоимова, рассказывает про обычаи эвенков, про предметы быта, показывает как эвенки делают ножи, вяжут узлы и т.д. Рассказывает истории про Дерсу Узала, Карарбаха (герой Федосеева). Один из самых близких в этом списке по стилю к ООПТ. Хотя это не значит, что вам подойдет такой стиль.
Главное!Получать удовольствие от съёмки, тематик и историй, которыми вы делитесь, общаться внутри коллектива (рассказчик-оператор), делиться ссылками с друзьями и родными - постоянно чувствуйте обратную связь, скоро вы её будете получать от вашей аудитории.
Задание первого этапаОпределиться с форматом: "говорящая голова", "в движении" или "интервью"? В каком формате вы снимете ваш ролик? О чём он будет - 2-3 темы, которым он подходит.
Для связи (WhatsApp, Telegram)
Яна Шклярская 8-926-230-24-17
Дима Ольшанский 8-903-799-69-14