Здравствуйте коллеги, друзья.
Прежде чем начать этот курс, мы хотим рассказать почему мы считаем его необходимым, в первую очередь для учреждений занимающихся наукой и просвещением, и почему мы считаем себя вправе давать советы и рекомендации.
За примерно 5 лет жизни в ютубе (с 2017 года) мы прошли большой путь от 0 подписчиков до популярного и в музейной среде и в ютуб-социуме канала.
На протяжении этого времени мы слышали и задавали сами себе множество вопросов по каждому этапу развития канала от придумывания тематик для роликов до публикации, отвечая на них мы искали правильные, с нашей точки зрения, пути и сейчас, продолжая развиваться, готовы ответить на самые часто задаваемые.
И начнем мы с самого первого и главного:
Зачем музею (науке) видеоканал?20-25 лет назад такой же вопрос задавался по-поводу интернета? Нужен ли музею сайт (Дмитрий Ольшанский создатель и соавтор портала Музеи России, 1995 год), сейчас мы разбираем тот же вопрос про видеосоциум, но по порядку:
- узнаваемость самого музея, имя на слуху
- появление "лиц" музея, сотрудников, что делает музей ближе, глубже и богаче
- доступная среда передачи информации (события, мероприятия, проекты)
- более широкое дискуссионное поле
- как следствие увеличение посещаемости (хотя этот пункт скорее следствие, а не первоочередная цель)
но главное находится не во внешнем поле, а внутри коллектива музея, начинаются существенные изменения и в отношении друг другу и к общему проекту, появляется личный интерес, структурируются тематики. Это очень интересная игра, тусовка в которую легко вовлекаются самые активные ваши коллеги.
Знакомьте ваших коллег с аудиторией канала, мы говорим не о конкуренции в ютубе и даже не о конкуренции в рамках канала (хотя некоторая ревность на почве популярности будет прослеживаться), мы говорим о создании интересного и многопланового сообщества. которое повышает общий интерес аудитории, создает поле для дискуссий и "голод" в рамках ваших направлений.
Почему YouTube?В пустой комнате не бывает разговоров. Ютуб это большой социум, стремительно развивающаяся экосистема, поле для общения и различных мнений, устоявшиеся законы, взаимосвязи и прочее-прочее. Разумеется, существуют и другие видеоплатформы: вк, рутуб, яндекс, вимео и прочие, но ... кого мы обманываем ) Надежность, стабильность вместе с тем постоянная эволюция, ведущие блогеры, тематики, охват, политика работы с блогерами, на сегодняшний день ютуб не имеет конкуренции, кроме пожалуй с ТВ )
Как работает YouTube?- Развитие каналов работает по принципу естественного отбора: лишнее отмирает, актуальное развивается. Других правил нет.
- Приоритеты ютуба: шоу, общение, информация. Т.е. создать настроение важнее, чем дать информацию.
- Единство формата. Единый ритм и стиль повествования, единый ведущий или коллектив ведущих. Люди подписались на вас (часть даже конкретно на человека или группу людей), а значит любое внеформатное видео будет "лишним". Если предполагается несколько ведущих, учитывайте это в дальнейшем развитии канала, представляйте их. Если у вас неожиданный гость, то представляйте его своим зрителям.
- Длительность и периодичность выпусков зависит от контента. На ютубе нет правила по которому 15-минутное видео будет более просматриваемо чем двухчасовое. В тревел формате даже скорее наоборот.
- Создавайте ощущение места: любопытные факты (природные/исторические) или наблюдение за животными, растениями, изучение следов, горных пород.
- Формируйте "паровозик" рассказов: каждый рассказ перетекает в следующий. Надо придумать как )
- Одним из важных для ютуба факторов является глубина просмотра, насколько долго люди смотрят ваше видео. Придумывайте приемы как удержать внимание (поделимся опытом в третьей части)
Что еще?- умение говорить на камеру
- ведение онлайн мероприятий
- развитие в проекты типа зумки
- появление новых связей и знакомств
- узнаваемость вас как спикера
Итак...
Это вводная часть и скорее философский взгляд о необходимости создания, развития и ведения собственного канала. Но есть еще один вопрос который хотелось бы немного прояснить:
Почему не надо гнаться за подписчиками?Распространенное мнение - чем успешней канал, тем больше подписчиков - не совсем верное, и уж тем более не верно идти от привлечения подписчиков к контенту. Хотя, разумеется, "хайповые" никто не отменял и для канала в общем это неплохо.
Но формируя контент и рассказ ориентируйтесь на собственные знания и интересы, рассказывайте то, что интересно вам, рассказывайте вашим коллегам, тогда у вас будет не количественный прирост зрителей, а качественный. Чтобы вы больше хотели тысячи идиотов слетевшихся на хайп или несколько сотен умных и доброжелательных зрителей? )
Для связи (WhatsApp, Telegram)
Яна Шклярская 8-926-230-24-17
Дима Ольшанский 8-903-799-69-14